dc.description.abstract |
Дисертацію присвячено комплексному аналізу вирішення колективних трудових спорів (конфліктів) примирними органами в Україні. В роботі досліджуються поняття та характеристика відносин, пов’язаних із вирішенням колективних трудових спорів в контексті предмета трудового права, юридичний зміст поняття “колективні трудові спори (конфлікти)”, суб’єкти та актуальні проблеми правового регулювання примирних процедур. У результаті дослідження обґрунтовано конкретні пропозиції щодо вдосконалення законодавства із вирішення колективних трудових спорів та практики його застосування.Диссертационная работа посвящена комплексному анализу разрешения коллективных трудовых споров примирительными органами в Украине. В работе исследуются понятие и характеристика отношений, связанных с разрешением коллективных трудовых споров в контексте предмета трудового права, юридическое содержание понятия “коллективные трудовые споры (конфликты)”, субъекты и актуальные проблемы правового регулирования примирительных процедур.
В диссертационном исследовании учтены общетеоретические и нормативно-правовые основы возникновения, существования и содержания коллективных трудовых споров (конфликтов), подчеркивается допустимость нормативного дуалистического применения понятий “конфликт” и “спор”.
Значительное внимание уделяется нормативному сопровождению разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Эффективным оказалось создание независимого государственного органа – Национальной службы посредничества и примирения. Успешная деятельность службы в значительной степени связана с гармоничным сочетанием государственно-распорядительных функций, вызывающих традиционное доверие сторон спора, с примирительно-посреднической деятельностью. Национальной службе посредничества и примирения удалось с момента создания приобрести своеобразное актуальное звучание, учесть мировой опыт и национальные особенности правоотношений. Вместе с тем остается ряд неразрешенных вопросов, связанных с понятийно-процедурными проблемами разрешения коллективных трудовых споров.
В определенном смысле перспектива разрешения коллективных трудовых споров в Украине связана с развитием и укреплением судебной системы, расширение которой за счет создания специализированных трудовых судов, по мнению автора, является оправданным и актуальным. Все споры “права” должны, безусловно, рассматриваться такими судами, что целиком соответствует статье 124 Конституции Украины. С другой стороны, имеют право на существование и требуют государственной помощи посреднические услуги компетентных лиц, способствующие разрешению споров “интересов”, поскольку суды не могут рассматривать споры, создающие правовую норму, эти вопросы вне их компетенции. Отмеченные обстоятельства и обусловливают потребность дальнейшего исследования правовой наукой вопросов, составляющих предмет анализа в диссертации.
За время своей работы Национальная служба посредничества и примирения доказала свою эффективность в рассмотрении острых общественных проблем и может расширить свою деятельность путем создания трудовых третейских судов, рассматривающих не только коллективные, но и индивидуальные трудовые споры. Для этого должны получить материальное выражение на законодательном уровне не только трудовая юстиция, но и альтернативная судебная защита нарушенного и оспариваемого права. Автором предложено рассмотреть возможность создания специализированной системы разрешения коллективных трудовых споров в трех направлениях: 1) реализовать положения Конституции Украины относительно реального функционирования специализированных, в том числе и трудовых, судов в системе судов общей юрисдикции. В случае разрешения в судебном порядке коллективный трудовой спор может формироваться в составе одного профессионального судьи и двух общественных (из списка арбитров, выбранных, соответственно, работодателем и работниками); 2) создание разветвленной системы третейских судов при содействии и использовании информационно-технических возможностей Национальной службы посредничества и примирения; 3) дальнейшее укрепление и развитие примирительных органов как индивидуального (Комиссия по трудовым спорам), так и коллективного характера.
Повышение эффективности процедуры разрешения коллективных трудовых споров, реализации конституционных положений зависит от дальнейшего усовершенствования этого юридического института. Принятие изменений к действующему Закону Украины “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” должно усилить значение примирительных процедур в случае возникновения трудового спора.
В диссертации сформулированы предложения относительно усовершенствования действующих нормативных актов, регулирующих процедуру разрешения коллективных трудовых споров.
В результате исследования обоснованы конкретные предложения относительно усовершенствования коллективных трудовых споров и практики их применения. |
ru_RU |